Проект поддержан Фондом президентских грантов и Минэкономразвития Чувашии, Р21-21-1-000063. Партнер Минобразования Чувашии

ВЫПУСК ЖУРНАЛА ИНФОЗНАЙКА-МЕДИА

Дорогие учителя!

Команда проекта «Формирование гражданственности у школьников Чувашии в условиях цифровой образовательной среды» поздравляет вас с Днем учителя! В нашей команде бывшие учителя. Мы знаем, насколько труден, но благороден труд учителя. Желаем вам крепкого здоровья! Благодарных учеников! Творческих успехов!

В подготовке видеороликов по теме «Как возник и развивался чувашский язык» большое участие приняли: Э. Е. Лебедев, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник филологического направления  Чувашского государственного института гуманитарных наук; Н. Г. Малкова, заведующая музеем Ивана Яковлевича Яковлева при ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»; Н. В. Варюхина, учительница чувашского языка МБОУ «Большесундырская средняя общеобразовательная школа им. В. А. Верендеева» Моргаушского района ЧР; Т. Д. Спиридонова, учительница начальных классов МБОУ «Шомиковская основная общеобразовательная школа» Моргаушского района ЧР; Р.А.Хальмирзаева, преподаватель дополнительного образования МАОУ ДО "Дворец детского (юношеского) творчества" муниципального образования города Чебоксары, а так же учащиеся названных школ. Большое спасибо всем участникам видеороликов!

 

Итоги урока «Патриотизм и его проявления»

По теме «Патриотизм и его проявления» было объявлено два тестовых конкурса и один творческий. В творческом конкурсе «Чувашские богатыри» приняли участие 11 человек. Все работы выполнены на хорошем художественном уровне. Жюри особенно выделило работы А.С.Гордеевой, ("Цивильская ОШИ для обучающихся с ОВЗ №1" Минобразования Чувашии); Анны Маляковой (4 класс СОШ №19 г. Чебоксары) и Анны Павловой (4 класс СОШ №19 г. Чебоксары).

Всем участникам творческого конкурса «Чувашские богатыри» будут высланы именные дипломы.

В конкурсе «Улицы героев Великой отечественной войны» приняли участие 52 человека, причем 38 человек (или 73%) выполнили задания абсолютно верно! А задания были сложные. Надо было воспользоваться картой Чебоксар в приложениях Яндекс или Google, чтобы правильно ответить на вопросы. Дипломы будут высланы участникам конкурса, набравшим 80 и более баллов (90%). Победители конкурса учатся в школах:

  МАОУ "СОШ №11 имени И. А. Кабалина" г. Канаш,

  МАОУ "Алдиаровская СОШ" Янтиковского района,

  МБОУ "Янтиковская СОШ им. Героя Советского Союза П. Х. Бухтулова",

  МБОУ Гимназия № 4 г. Чебоксары,

  МБОУ "СОШ № 19" г. Чебоксары,

  МБОУ "СОШ № 35" г. Чебоксары,

  МБОУ "СОШ № 42" г. Чебоксары.

В конкурсе «Патриотизм как научное понятие» приняли участие 20 человек. 14 человек (70%) ответили верно на 7 и более вопросов из 10. Им будут высланы именные дипломы. Победители учатся в школах:

  МАОУ "СОШ №11 имени И. А. Кабалина" г. Канаш,

  МАОУ "Алдиаровская СОШ" Янтиковского района,

  МБОУ «СОШ №5» г. Алатырь ЧР,

  «Цивильская ОШИ для обучающихся с ОВЗ №1» Минобразования Чувашии.

Всем, кто принял участие в конкурсах или ознакомился с видеоуроками можно скачать сертификат по ссылке

https://drive.google.com/file/d/150aNcuDapSjI2okPqyAnqGf9_blbbfnU/view?usp=sharing

Учителя могут скачать благодарность по ссылке

https://drive.google.com/file/d/1EXwSLKgaaSfdCMw4de7pLHilok1RYjHB/view?usp=sharing
Поздравляем победителей!

Дипломы победителей и сертификаты участников мы вышлем на адрес электронной почты их учителей. Учителям участников конкурсов будут высланы благодарности.

 

Методические рекомендации к занятиям по теме "Как возник и развивался чувашский язык"

Истоки возникновения чувашского языка уходят в далекое прошлое, когда возник народ тюрки. К тюркской языковой группе относится много языков. Кратко об этом речь шла в интервью с кандидатом филологических наук Эдуардом Евгеньевичем Лебедевым (ролик для старших классов). Кроме того, учащимся с 5 по 11 класс предлагается тест «Тюркские языки». Все вопросы теста основаны на схеме  Н. А. Баскакова (см. ниже).

Тест имеет не только воспитательное значение, но и развивающее, поскольку, чтобы ответить на вопросы теста, надо внимательно изучить схему. Воспитательное значение заключается в том, что из схемы видно, какие глубокие корни имеет чувашский язык, как много народов, говорящих на тюркских языках, что чувашский язык уникален, сохранив булгарскую ветвь развития тюркских языков.

Два из четырех видеоуроков полностью на чувашском языке – это мультфильм «Тилĕ тус» и открытый урок по теме «Чăваш чĕлхинчи падежсем» учителя Надежды Владимировны Варюхиной.

 

Для учащихся младших классов

Для учащихся начальной школы подготовлен мультфильм по чувашской сказке «Тилĕ тус». Кукол для мультфильма сделала Рано Алиджановна Хальмирзаева, преподаватель дополнительного образования МАОУ ДО "Дворец детского (юношеского) творчества" муниципального образования города Чебоксары. Роли озвучили Татьяна Дмитриевна Спиридонова, учительница начальных классов МБОУ «Шомиковская основная общеобразовательная школа» Моргаушского района ЧР и учащиеся начальной школы Илья Моисеев и Арина Пикусова

Анимацию и декорации выполнили авторы проекта.

 

Для учащихся средних классов

Для учащихся 5-9 классов подготовлен видеоролик в форме открытого урока по чувашскому языку по теме  «Чăваш чĕлхинчи падежсем». Урок в 7 классе дала Надежда Владимировна Варюхина, учительница чувашского языка МБОУ «Большесундырская средняя общеобразовательная школа им. В. А. Верендеева» Моргаушского района ЧР, победитель всероссийского конкурса «Мастер-класс-2021» среди учителей родного языка.

В продолжение урока учащимся предлагается тест «Тĕрĕс çырăр» на проверку знания чувашских падежей.

 

Для учащихся старших классов

Для учащихся старших классов видеоролик называется «Чувашский язык в семействе языков тюркских народов». Содержание ролика – это интервью с Эдуардом Евгеньевичем Лебедевым, кандидатом филологических наук, ведущим научным сотрудником филологического направления  Чувашского государственного института гуманитарных наук.

Он кратко описал историю возникновения и развития чувашского языка, ответил на вопросы о чувашском алфавите и родственных связях языков тюркских народов.

 

Информационный ролик для учащихся всех классов называется «Три музея». Речь в ролике идет о музеях памяти Ивана Яковлевича Яковлева в Чебоксарах, Ульяновске и селе Кошки-Новотимбаево Тетюшинского района Республики Татарстан.

О музее Ивана Яковлевича Яковлева при ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» рассказала Наталия Геннадиевна Малкова, заведующая музеем.

 

Видеоуроки:

Для младших школьников «Тилĕ тус»:  https://youtu.be/A0UNLDMvuck

Для учащихся 5-9 классов «Чăваш чĕлхинчи падежсем»: 

https://youtu.be/p_Vu_0TZRYs

Для старшеклассников «Чувашский язык в семействе языков тюркских народов»:  https://youtu.be/Hn7j-rZel8I

Информационный видеоролик «Три музея»:  https://youtu.be/B4UCx8NCaaU

 

Творческий конкурс для учащихся младших и средних классов. Надо нарисовать сюжет чувашской сказки. Для учащихся 5-9 классов задание творческого конкурса – придумать чувашскую сказку. Например, в сказке «Лиса-плясунья» все украшения чувашские, поэтому сказку можно назвать чувашской.

 

Тестовые конкурсы для учащихся средних и старших классов. Для учащихся 5-9 классов подготовлен тест «Тĕрĕс çырăр» на проверку знания чувашских падежей.

Для старшеклассников подготовлен тест «Тюркские языки». Все вопросы теста основаны на схеме  Н. А. Баскакова «Общая схема развития тюркских языков».

КОММЕНТАРИИ
Пока нет ни одного комментария
Мы в социальных сетях: присоединяйтесь к нам!
Инфознайка ВКонтакте Инфознайка на Яндекс Дзен Инфознайка в RuTube Инфознайка в Моем Мире Инфознайка в TikTok Инфознайка в Pinterest Инфознайка на Telegram Инфознайка на Одноклассниках Инфознайка в Tumblr