Проект поддержан Фондом президентских грантов и Минэкономразвития Чувашии, Р21-21-1-000063. Партнер Минобразования Чувашии

ВЫПУСК ЖУРНАЛА ИНФОЗНАЙКА-МЕДИА

Обращение главного редактора

Уважаемые учителя, мы благодарны всем, кто проявил интерес к проекту, благодарим Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики в лице заместителя министра Лукшина Алексея Петровича за поддержку проекта. Благодарим Губанову Светлану Владимировну, директора национальной телерадиокомпании Чаваш Ен, ведущую Екатерину Никитко и оператора Георгия Кривошеина за выпуск сюжета о нашем проекте в новостях телевидения Чаваш Ен:

Ссылка на чувашском языке:  https://www.youtube.com/watch?v=001orxqQ24o&t=13s

Ссылка на русском языке: https://www.youtube.com/watch?v=86ej766iYGo&t=13s

 

Тема сегодняшнего занятия очень обширна. Мы понимаем, что за один урок тему «Традиции и культура чувашского народа» раскрыть невозможно, поэтому такой цели мы и не ставили. Основная цель уроков – привлечь внимание школьников к разнообразию проявлений культуры и бережное хранение традиций чувашского народа.

Видеоуроки можно смотреть как коллективно на уроке, так и индивидуально, дать задание учащимся посмотреть ролики, указав сайт citizen.infoznaika.ru и тему урока. Желательно, чтобы учащиеся приняли участие в конкурсах. Сертификаты получают все, кто не получит диплом.

 

Итоги урока «История Чувашии»

К нашему проекту подключаются новые учителя. Это отрадно. Пока в проекте принимают участие преимущественно учителя из городских школ: Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш и Алатырь. Учителей из сельских школ только 17,5%. Напоминаем, что участие в проекте можно начать в любое время, поскольку все дидактические материалы остаются на сайте citizen.infoznaika.ru. Принять участие в конкурсах, как творческих, так и тестовых, тоже можно в любое время. Все полученные баллы будут учтены при подведении общего итога, но дипломы, сертификаты и благодарности учащиеся и учителя получают только по итогам текущего урока.

Уважаемые коллеги!

Благодарим за активность ваших учеников в творческом конкурсе «Моя малая родина». На сайте конкурса https://vk.com/album-23444545_281414739 было выложено 85 рисунков. Рисунки прислали преимущественно учащиеся младших классов. От учащихся средних и старших классов мы ждали видеоролики или анимацию. Надеемся, что в дальнейшем мы увидим такие работы.

Очень большая просьба проследить, чтобы было понятно, чей это рисунок. Не обязательно подписывать сам рисунок, но в описании должно быть четко прописаны ФИО, класс и школа.

Рисунки оценивали художники Семеновы Кристина и Вячеслав Георгиевич.

 

Они написали короткие комментарии к рисункам.

Эксперты выделили работу Егоровой Софьи, 8Г класс МБОУ «СОШ № 60 г. Чебоксары». Хотя работа в японском стиле аниме, но выполнена на высоком художественном уровне и отражает основную идею конкурса – любовь к родному краю.

Так же победителями названы рисунки авторов:

- МБОУ «СОШ № 9 г. Чебоксары»: Рыбакова Анна (4Б), Скворцова Яна (2А), ?, Торикова Надежда (8Б), Бондарева Диана (5В), Краснова Софья (6Г), Пыркова Яна (2А), Якимов Илья (4Д), Федорова Карина (5В), Соловьева Яна (5В), Пояндаева Ксения (4А), Лера М (4А), Шепинова Арина (6 кл.), Григорьева Маша (9А), Андреев Максим (9А);

- Тобалинская СОШ: Соловьев Кирилл (7 кл.);

- МБОУ "СОШ №11" г. Канаш: Назарова Ксения (5а);

- МАОУ СОШ №20 Свердловская область, г. Кушва, п. Баранчинский: Сиритка София (13 лет);

- МБОУ "СОШ №3" г.Новочебоксарск: Гришин И.П.;

- МБОУ «СОШ №60»: Иванова Полина (4А), Котлова Александра (5Г), Миронова Анна (5Б),

- МБОУ «СОШ№2»: г. Алатырь ЧР: Гусев Никита (1Б).

Благодарим тех, кто добавил краткое описание своей работы, чем и почему нравятся изображенные на рисунках места.

Тимофеева Кристина (СОШ № 19 г. Чебоксары) прислала хорошее доброе сочинение на чувашском языке о любви к родителям, а через них к чувашской земле, об улице Хевешской, где она живет. Ее работа вне конкурса, потому что больше сочинений нет, а Кристина получает диплом.

 

 

Поздравляем победителей!

Дипломы победителей и сертификаты участников мы вышлем на адрес электронной почты их учителей. Учителям будет выслана благодарность. 

 

 

Методические рекомендации к занятиям по теме "Традиции и культура чувашского народа"

 

Урок для учащихся младших классов называется «Чувашский детский фольклор». Текст к уроку взят из книги Мефодьева Александра Ивановича: Мефодьев, А. И. Чувашская детская литература. Часть 1 : истоки, возникновение, формирование / А. И. Мефодьев. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. - 200 с.

Для учащихся чувашских классов текст, скорее всего, будет сложным на слух. Поэтому мы рекомендуем организовать урок следующим образом: в начале урока распределить детей на группы (если это малокомплектная школа, то урок можно провести одновременно для всех учащихся младших классов с 1 по 4). Каждой группе дать задание: в течение 10 минут вспомнить (что-то одно на группу):

- колыбельную;

- песню или стихотворение по временам года (новый год, масленица и др.);

- заклички – приглашение к игре в стихотворной форме;

- частушки;

- считалки или жеребьевки;

- дразнилки;

- шутки;

- скороговорки.

Затем учащиеся рассказывают, что они вспомнили, когда использовали эти стишки.

После непродолжительного обсуждения можно посмотреть ролик видеоурока. В ролике есть сказка «Как луну ловили» на чувашском языке. На вопрос: «А можно ли луну кочергой из колодца выловить?» объяснить, что это сказка-шутка. Что-то вроде русской сказки «Курочка-ряба», когда дед с бабкой яичко не могли разбить, а мышка легко разбила. 

 

Урок Спиридоновой Татьяны Дмитриевны на чувашском языке в 3-тьем классе Шомиковской ООШ Моргаушского района  Чувашии можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/HoWiRbHxl_Y

 

Для учащихся младших классов русских школ можно попросить школьников, владеющих чувашским языком, вспомнить чувашские частушки, считалки или еще что-нибудь из детского чувашского фольклора. Дети, не говорящие на чувашском языке могут вспомнить стишки детского фольклора на русском языке. Затем посмотреть видеоурок. Сказка «Как ловили луну» в ролике видеоурока на чувашском языке, а по ссылке можно посмотреть анимацию к этой сказке на русском языке.

Для 5-9 классов видеоурок называется «Чувашские праздники». Именно в праздниках сохранились обрядовые традиции народа. Это и костюмы, и песни с плясками, и обряды. В видеоуроке рассказывается только о трех праздниках: акатуй, сурхури и уяв. Однако у чувашей традиционных праздников намного больше. У них широко бытовали самые разнообразные обряды, обставлявшие все значимые моменты в жизни семьи, селения, в календарном цикле, в производственной деятельности, кроме названных:  Нартукан (нартăван); Кăшарни (кĕрещенкке); Киремет карти; Çăварни (Масленица); Калăм; Сĕрен; Мăнкун; Ака пăтти; Çимĕк; Вырма; Авăн; Чÿклеме; Чÿк; Ниме; Киремет карти. По ссылке http://nasledie.nbchr.ru/nasledie/obychai/obrjady/ можно найти краткие рассказы обо всех этих праздниках. Попросить детей подготовить небольшое выступление на основе этой информации.  Затем посмотреть видеоролик. В ролике есть переходы на три праздника, как эти праздники отмечают (в правом верхнем углу экрана).

Для старшеклассников видеоурок называется «Чувашский детский фольклор». «Чувашские праздники». «Чувашская диаспора». Известно, что в Чувашии проживает примерно половина всех чувашей, живущих в России, остальные проживают практически во всех регионах России, а небольшая часть — за пределами Российской Федерации. В видеоуроке показана карта России с размещением чувашей по территории страны. Рассказ о соблюдении чувашских традиций чувашскими диаспорами в Иркутской и Свердловской областях и в Татарстане можно посмотреть по ссылкам (в правом верхнем углу экрана).

Урок направлен на воспитание гордости за принадлежность к чувашской национальности, поскольку чуваши расселились по всей России, но при этом дорожат национальной культурой и традициями.

Информационный видеоролик «Этническая деревня Шумер в Адылъялах» повествует об истории строительства по принципу ниме стилизованной чувашской деревни жителями деревни Адылъял Чебоксарского района Чувашии. Этот артобъект построен по инициативе и на средства жителей деревни. Сейчас это место, где местные жители отмечают праздники или просто отдыхают. О ходе строительства этнической деревни рассказывает один из инициаторов ее создания Сорокин Сергей Лазаревич.

 

Видеоуроки:

Для младших школьников: https://youtu.be/iFtXuaLzsKs

Для учащихся 5-9 классов: https://youtu.be/QVWQp7D64Zg

Для старшеклассников: https://youtu.be/0M_7UdRtmXs

Информационный видеоролик: https://youtu.be/5qUnITd6Q4I

 

Творческий конкурс. Заданием по теме «Традиции и культура чувашского народа» будет творческое. Попросите учащихся нарисовать рисунок, или написать сочинение (на русском или чувашском языках), или создать анимацию или ролик о том, как в их деревне или селе, или в городе празднуют чувашские праздники. На каких праздниках они были. Какое впечатление от этих праздников осталось. 


КОММЕНТАРИИ
Пока нет ни одного комментария
Мы в социальных сетях: присоединяйтесь к нам!
Инфознайка ВКонтакте Инфознайка на Яндекс Дзен Инфознайка в RuTube Инфознайка в Моем Мире Инфознайка в TikTok Инфознайка в Pinterest Инфознайка на Telegram Инфознайка на Одноклассниках Инфознайка в Tumblr