Обращение
главного редактора
Оргкомитет проекта
«Формирование гражданственности у школьников Чувашии в условиях цифровой
образовательной среды» благодарит всех учителей, присоединившихся к проекту. К
настоящему времени на сайте зарегистрировано почти 4 тысячи школьников. Однако
в проекте принимают участие учащиеся не из всех районов Чувашии. Мы подвели
краткую статистику:
Остальные школьники из районов за пределами Чувашии (чувашская диаспора).
Оргкомитет обращается с просьбой ко всем учителям. Если вы считаете, что
видеоуроки и конкурсы в рамках проекта действительно имеют воспитательное
значение, если вы считаете, что воспитание гражданственности у школьников – это
долг каждого учителя, то расскажите другим учителям об этом проекте и
зарегистрируйте на сайте еще своих учеников. От учителя необходимо только
зарегистрировать учеников на сайте, чтобы они могли принять участие в тестовых
конкурсах и напоминать им о возможности познакомиться с новыми видеоуроками и
конкурсами. Это особенно важно в настоящий период, когда школьники опять
обучаются дистанционно, и воспитательные мероприятия стали ограничены.
Поскольку Министерство образования и молодежной политики Чувашии наш
партнер (см. письмо по ссылке https://drive.google.com/file/d/14LPnTpIWnXNl4-pmadG85wUas3Dd89n7/view?usp=sharing ), мы отчитываемся перед Министерством. Всю информацию о проекте мы сообщаем Лукшину Алексею
Петровичу.
Результаты показывают, что в конкурсах принимает участие весьма
незначительная часть учащихся. Но конкурс – это способ углубить и проверить
свои знания по истории, культуре родного края. Творческие конкурсы мотивируют
осознание любви и уважения к Чувашии. Конечно, и видеоуроки несут
воспитательное значение. Мы надеемся, что учащиеся узнают что-то новое для себя. Кстати, они сами это подтвердили в
анкетном опросе. Однако сочетание видеоуроков и конкурсов принесло бы
наибольший воспитательный эффект.
Итоги
урока «Край 100 тысяч песен»
Оргкомитет с удовольствием познакомился с ответами старшеклассников о
чувашской эстраде для составления коллективного аналитического эссе. Ребята
отвечали вдумчиво и аргументировано. Из всех респондентов только один ученик
зарегистрировался, но отвечать не стал (оставлял почти пустые строки). Отрадно
было и то, что почти 90% старшеклассников написали, что знают и слушают
чувашскую эстраду. Полностью с коллективным аналитическим эссе можно
познакомиться по ссылке:
https://drive.google.com/file/d/1axYot28fiGUpMeeFAK2oj3OP6JPbyZet/view?usp=sharing
Оргкомитет проекта благодарит всех школьников, принявших
участие в опросе. Коллективное аналитическое эссе будет опубликовано в одной из
республиканских газет, а также направлено Министру культуры, по делам
национальностей и архивного дела Чувашской Республики Каликовой Светлане
Анатольевне.
В тестовом конкурсе, основанном на содержании концерта «Лучшие песни Земли
Чувашской» приняло участие 89 человек. Но победителей, набравших от 70 до 100
баллов только 17 человек. Возможно это из-за того, что все песни были на
чувашском языке. Вопросы оказались сложными.
Победители конкурса «Лучшие песни Земли Чувашской»:
Победителям будут высланы
дипломы, а участники тестового опроса могут скачать сертификат по ссылке:
https://drive.google.com/file/d/1_fMO3f9-DfjA2CRfos1vsjF5XFWd8fVb/view?usp=sharing
Проект
оргкомитечĕ чăваш юррине халалланă сочиненисем ярса пана ачасене пысăк тав сăмахе калать.Пур сочиненисене те лайăх чăваш чĕлхипе
çырнă ачасем. Кăмăллă та хитре сăмахсем тупнă юрăсем çинчен çырма. Сочинени ярса панă пур ачаната дипломсем кĕтеççĕ.
К
уроку «Край 100 тысяч песен» подготовлены следующие наградные материалы:
Дипломы победителей мы вышлем на адрес электронной почты их учителей.
Учителям будет выслана благодарность. Сертификаты можно скачать по ссылке (см.
выше).
Методические
рекомендации к занятиям по теме "Чувашская вышивка"
Чувашская вышивка – это одно из достояний чувашского народа. В вышивке
сокрыты сакральные тайны, вышивка была оберегом для женщин, а в наши дни
вышивка – это гордость чувашского народа. Не случайно с 2020 года в Чувашии 26
ноября отмечают День чувашской вышивки.
Цель урока – заинтересовать
школьников тайнами чувашской вышивки, показать важность вышивки в современном
декоративно-прикладном искусстве России и Чувашии, рассказать о том, где дети
могут научиться вышивать.
Для младших школьников урок
называется «Детская чувашская вышивка». В ролике известная
чувашская вышивальщица Жачева Евгения Николаевна рассказывает о том, какое
значение в жизни девочек и девушек имела вышивка в давние времена. О том, что
чувашская вышивка способствует развитию логического мышления. Далее преподаватель дополнительного образования детей
Дворца детского и юношеского творчества города Чебоксары Волкова Ольга
Владимировна рассказала на примерах детских работ о том, чему учат в ДДЮТ в
кружках рукоделия.
Для учащихся 5-9 классов урок называется «Тайны чувашской вышивки». Материал отснят в Музее чувашской вышивки города Чебоксары.
Оргкомитет проекта выражает большую
благодарность директору Национального чувашского музея Меньшиковой Ирине
Петровне за содействие в подготовке видеоматериалов.
Видеоурок построен в форме викторины. После просмотра основного материала,
а также роликов по ссылке надо ответить на вопросы. Первый ролик по ссылке –
это экскурсия в Музее чувашской вышивки. Второй ролик – рассказ чувашской
вышивальщицы Жачевой Евгении Николаевны об истории и особенностях чувашской
вышивки. Третий ролик по ссылке – рассказ на чувашском языке о фирме «Паха
тĕрĕ». После просмотра основного ролика и роликов по ссылке надо ответить на
вопросы викторины. Правильность ответов можно узнать сразу из видеоролика.
Для старшеклассников урок
называется «Национальные украшения чувашек». Видеоматериал также отснят
в Музее чувашской вышивке в зале «Серебряная кладовая». Так же как и «Тайны
чувашской вышивки» это урок сделан в форме викторины. Надо посмотреть основной ролик и ролик по ссылке. Это рассказ
экскурсовода комплекса «Ясна» о национальных женских украшениях чувашек. Затем
ответить на вопросы и узнать, правильно ли были выбраны ответы.
Информационный видеоролик называется «День чувашской вышивки». Известно, что с 2020 года в Чувашии 26 ноября отмечается День чувашской
вышивки. Праздник инициировал глава Чувашии Олег Алексеевич Николаев. В
видеоуроке краткий биографический рассказ о известной чувашской вышивальщице
Ефремовой Екатерине Иосифовне, чей день рождения был выбран датой праздника.
Кроме того, кратко рассказано, как День чувашской вышивки отмечали в 2020 и
2021 годах.
Видеоуроки:
Ссылка
для младших классов - https://youtu.be/sVWks9ohR0g
Ссылка для средних классов - https://youtu.be/OPe3QBN7h6Q
Ссылка для старших классов - https://youtu.be/EAqa7iT0kxs
Ролик «День чувашской вышивки» - https://youtu.be/nwC-W5NN278
Конкурсы:
К уроку «Чувашская вышивка» мы
предлагаем два конкурса: тестовый или творческий на выбор учеников, причем без
ограничений по возрасту. В любом из этих конкурсов могут принять участие
школьники с 1 по 11 классы.
Творческий конкурс
В творческом конкурсе надо прислать
фотографию вышивки, созданной своими руками, или нарисовать орнамент или
сложный узор для чувашской вышивки. Надо правильно использовать
чувашские швы и узоры. Символы для орнаментов можно посмотреть в интерактивном
приложении «Чăваш чулĕ» (см. описание в тестовом конкурсе).
Рисовать удобно в таблице MS Excel, уменьшив размеры ячеек. Затем
скопировать экран (кнопка Print
Screen или Prt Scr) и сохранить в графическом формате jpg, вставив копию экрана в редактор Paint.
Другой вариант – рисовать сразу в
графическом редакторе Paint
на холсте, затем также сохранить в графическом формате jpg. Ссылки для заготовок холста:
Холст горизонтальный –
https://drive.google.com/file/d/1lt1xnTH9CalJ-vg_YsHEDEZSLUwcVdez/view?usp=sharing
Холст вертикальный –
https://drive.google.com/file/d/16OL2TPZyalTzSE89XO9Ys0YG7uyH_dkt/view?usp=sharing
Тестовый конкурс
Вопросы тестового конкурса основаны на
знании рунических символов, изображенных на гранитной плите рядом с
Национальным чувашским музеем. Чтобы познакомиться со значениями этих символов
мы подготовили интерактивное приложение «Чăваш чулĕ». Надо скачать архив по ссылке:
https://drive.google.com/file/d/1I5EELNTeGRDizcMAJyYeIp3aPEEmKkRA/view?usp=sharing
Затем раскрыть архив и запустить файл
Появится изображение гранитной плиты с
пиктограммами, под некоторыми из них (20 штук) будут находиться кнопочки. «+» -
раскрыть пиктограмму, «-» - убрать пиктограмму. В тесте будет предложено 10
пиктограмм из расшифрованных в приложении.